ЧЕРНАЯ АКУЛА

Черная Акула

Эта боевая машина кажется сошедшей прямо
с киноэкрана, из какого-нибудь фантастического
супербоевика. Но Голливуд тут ни при чем.
Это не кино, а жизнь. Не научная фантастика,
а техническая реальность. Реальность XXI века,
созданная инженерами конструкторского бюро
имени Н.И. Камова уже сейчас. Боевой вертолет
Ка-50, знаменитая «Черная акула» — поистине
шедевр новейших военных технологий.

Черная Акула
Вертолеты начали применяться в бою еще во время второй мировой войны. Но в полную свою силу проявили себя позже: в Корее (1950—1953 гг.) и особенно Вьетнаме (1964—1975 гг.). Помните знаменитые кадры воздушной атаки в фильме Ф.Копполы «Апокалипсис сегодня»? Армада железных стрекоз на фоне ослепительно прекрасных облаков, апофеоз технической мощи, несущей с небес адский огонь и смерть… Боевой вертолет стал одним из символов вьетнамской войны и, конечно, прочно обосновался в армиях всех индустриально развитых государств мира.

К середине 70-х годов находившиеся на вооружении ВВС СССР вертолеты Ми-24 явно устарели. Конструкторским бюро им. М. Л. Миля и им. Н. И. Камова поручили разработать образцы боевых вертолетов нового поколения.

У камовцев проектируемый вертолет получил обозначение В-80. Проект был сверхсекретным, но шила в мешке не утаишь, и уже в начале 80-х годов о советских разработках заговорили на Западе. Отсутствие достоверной информации породило много слухов. В-80 называли вертолетом-истребителем, приписывали ему невероятные качества. В НАТО таинственную машину уважительно величали Hokum (обманщик, оборотень).

Первый полет опытный образец В-80 совершил летом 1982 года. Работы по доводке и сравнительные испытания В-80 и Ми-28 — боевого вертолета ОКБ им. М.Л. Миля — продолжались до конца 1986 года. В результате по комплексному показателю «эффективность-стоимость» камовская машина превзошла своего конкурента и была запущена в серию. Производство началось в 1991 году на Арсеньевском авиационном заводе. В январе 1992 года генеральный конструктор фирмы «Камов» С. В. Михеев на международном симпозиуме в Великобритании впервые представил мировой общественности новейший российский боевой вертолет и сообщил его официальное название — Ка-50. Началось триумфальное шествие по крупнейшим авиационным салонам мира. Вскоре у вертолета появилось второе, неофициальное, имя: «Черная акула» — по названию фильма, в котором боевая машина «снялась» в главной роли. Сегодня все специалисты признают, что «Черная акула» — один из лучших боевых вертолетов в мире.

b02
Ка-50 предназначен прежде всего для уничтожения бронетанковой техники, а также для борьбы с вертолетами противника. Основа боевой мощи машины — 12 сверхзвуковых ПТУР «Вихрь», поражающих как наземные цели (те же танки), так и воздушные. Дальность пуска ракеты — до 10 (!) км. Подвижная 30-мм автоматическая пушка 2А42, полностью унифицированная по боеприпасам с БМП-2, поражает наземные цели на расстоянии до 4 км. Боекомплект пушки — 470 выстрелов бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасно-зажигательными снарядами.

Кроме того, на борту имеются неуправляемые ракеты и бомбы. Для борьбы с вертолетами противника используются ракеты класса «воздух-воздух».

Управление вертолетом и оружием осуществляется при помощи прицельно-пилотаж-но-навигационного комплекса «Рубикон». Информация, обрабатываемая вычислительной системой из пяти ЭВМ, отображается непосредственно на лобовом стекле кабины.

Оружие наводится прицельным комплексом «Шквал-В», в котором телевизионная аппаратура совмещена с лазерным дальномером и системой наведения ракет по лучу лазера. Цель сопровождается автоматически. В управлении оружием участвует также нашлемная система целеуказания.

b04
Соосная схема расположения винтов, примененная на Ка-50, — поистине революционное конструктивное решение.

До сих пор на боевых вертолетах использовалась традиционная компоновка: одновинтовая схема с хвостовым расположением рулевого винта. Соосное расположение винтов избавило от потерь мощности на рулевой винт (10—12%), повысило КПД (почти на 15%). В результате при равной мощности двигателей тяга несущей системы возросла примерно на 30%. Соосная схема сделала вертолет более компактным: его теперь труднее обнаружить радиолокатором. И резко улучшилась маневренность. «Черная акула» может летать «боком» (со скоростью 80 км/ч) и давать обратный ход (90 км/ч), причем направление движения меняется в считанные секунды. Кроме того, машина способна зависать над одной точкой и не двигаться с места в течение двенадцати (!) часов.

Вертолет оснащен двумя турбовальными двигателями ТВЗ-117ВМА мощностью 2200 л.с. каждый. Силовая установка и несущая система позволяют Ка-50 в горизонтальном полете развивать скорость до 310 км/час, а на пологом пикировании — до 350 км/час.

b03
Экипаж Ка-50 — всего один человек! С таким обилием «думающей» электроники на борту большего просто не нужно. И уж, конечно, конструкторы очень постарались, чтобы единственный пилот боевой машины был максимально защищен от огня противника. Кабину прикрывает 300 кг специальной брони (для сравнения: на одного пилота американского вертолета «Апач» приходится только 90 кг брони). Жизненно важные системы вертолета обладают двух- или трехкратным резервированием (дублированием). Лопасти несущего винта выполнены из стеклоуглепластика, сохраняющего конструктивную стойкость даже при поражении пулями крупнокалиберных пулеметов и осколками зенитных снарядов.

На Ка-50 применена (на вертолете — впервые в мире!) катапультная система спасения пилота. В критической ситуации пилот должен лишь потянуть специальные поручни. Тут же происходит отстрел лопастей несущего винта, в крыше кабины открывается люк, запускается реактивный буксировочный двигатель, который вытягивает фал, а тот кресло пилота. «Черная акула» послужила базовой моделью еще для двух боевых машин, появившихся на свет в 1996—1997 гг. Речь идет о «командирском» Ка-52 «Аллигатор» и ночном Ка-50Н.

Главное назначение, двухместного «Аллигатора» — ведение круглосуточной разведки и управление группами Ка-50. Для этого установлен специальный комплекс оптико-электронного и радиолокационного оборудования, которым и занимается второй член экипажа. В остальном эта машина идентична серийным Ка-50.

Ка-50Н, ночной вариант «Черной акулы», оснащен комбинированной оптико-электронной системой «Самшит-50» с теп-ловизионным прицелом, позволяющей в ночное время вести прицельную стрельбу по танкам и другой бронетехнике противника на дальность до 5 км. Кроме того, на вертолет установлен многофункциональный радиолокационный комплекс «Арбалет», предназначенный для обнаружения наземных целей, навигации и предупреждения пилота о возможной атаке со стороны противника.

Новейшие «камовские» вертолеты — прекрасно зарекомендовавшие себя на практике и вполне освоенные промышленностью боевые машины. С ними не стыдно вступить в XXI век.

ВООРУЖЕНИЕ:

Пушка, калибр, мм……………30

Боезапас снарядов……………470

Дальность стрельбы, км……….4

ПТУР дальность пуска, км…..8-10

Количество, шт………………..12

НУР, калибр, мм………………80

Количество, шт………………..40

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА:

Двигатель, л.с……………2х2200

Скорость, км/ч………………310

 

Из журнала «XXL»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика